Детский сад №8 " Колобок" села Красногвардейского

«Кризис трех лет»

Республика Адыгея Красногвардейский район с.Красногвардейское МБДОУ№8 «Колобок»

Воспитатель: Ушанева А.А.

Тема: «Кризис трех лет».

Кризис 3 лет - граница между ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «я». Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Изменение позиции ребенка, возрастание его самостоятельности и активности, требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях с взрослыми (и никогда - со сверстниками).

К трем годам резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, что и находит свое выражение в кризисе трех лет. Этот кризис внешне обычно проявляется в негативизме, упрямстве, строптивости, своеволии ребенка в общении с близкими взрослыми. Новое видение «Я» через призму своих достижений кладет начало бурному развитию детского самосознания. Становление такой системы «Я», где точкой отсчета является достижение, оцененное окружающими, знаменует собой переход к дошкольному детству.

На подходе к кризису присутствует четкая когнитивная симптоматика:

· острый интерес к своему изображению в зеркале;

· ребенок озадачивается своей внешностью, заинтересован тем, как он выглядит в глазах других. У девочек отчетливо проявляется интерес к нарядам; мальчики же начинают проявлять озабоченность своей эффективностью (например, в конструировании) и остро реагируют на неудачу.

Кризис 3-х лет относится к числу острых. Поведение ребенка в этом периоде почти не поддается коррекции. Период труден как для взрослого, так и для самого ребенка. Основные проявления периода называют семизвездием кризиса 3 лет.

· Негативизм выражается в том, что ребенок выдает реакцию не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых и стремится сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию.

· Упрямство.Ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, чтоонэтого потребовал, он связан своим первоначальным решением.

· Строптивость.Она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет.

· Своеволие.Стремится все делать сам.

· Протест-бунт.Ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими.

· Симптом обесцениванияпроявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей.

· Деспотизм.Ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.

Кризис трех лет протекает, как кризис социальных отношений и связан со становлением самосознания ребенка: появляется позиция "Я сам",ребенок познает различие между "должен" и "хочу".

Если кризис протекает вяло, это говорит о задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности. У детей начинает формироваться воля, которую Э.Эриксон назвал автономией (независимостью, самостоятельностью). Дети перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся сами делать выбор. Чувство стыда и неуверенности вместо автономии возникают тогда, когда родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают всякие попытки самостоятельности.

Зона ближайшего развития ребенка состоит в обретении "могу": он должен научиться соотносить свое "хочу" с "должен" и "нельзя" и на этой основе определить свое

"могу". Кризис затягивается, если взрослый стоит на позиции "хочу" (вседозволенность) или "нельзя" (запреты). Следует предоставить ребенку сферу деятельности, где бы он мог проявлять самостоятельность.

Эта сфера деятельности – в игре. Игра с ее особыми правилами и нормами, которые отражают социальные связи, служит для ребенка тем "безопасным островом, где он может развивать и апробировать свою независимость, самостоятельность" (Э. Эриксон).

В раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе с взрослыми осваивает способы действий с ними. Его ведущая деятельность - предметно-манипулятивная, в рамках которой возникают первые примитивные игры. К трем годам появляются личные действия и сознание «я сам» - центральное новообразование этого периода. В три года поведение ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с другими людьми. Хотя его поведение остается импульсивным, появляются поступки, связанные не с непосредственными сиюминутными желаниями, а с проявлением «я» ребенка.

9 апреля 2019 в 19:48

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.